Класс!!! Самому захотелось туда...
Авторские фото с комментариями.
Сообщений 481 страница 510 из 927
Поделиться48227-01-2024 10:51:30
Симпатичные места, хотелось бы посмотреть все до конца
Поделиться48428-01-2024 03:14:51
Вот, и я об этом же.тянется она потом эта роза ввысь и все. А покупаешь усыпанный цветами плотный букетик в горшке. А дома оно только ветвится ну и редко зацветёт одиночным бутоном
Поделиться48528-01-2024 12:27:51
Класс!!! Самому захотелось туда...
Симпатичные места, хотелось бы посмотреть все до конца
Ну держитесь! Сами напросились!
Поделиться48628-01-2024 12:47:51
Тропинка пропетляла по лесу и вот уже на горизонте мы видим кусочек Святогорского монастыря, церковь Святителя Николая на вершине Меловой горы, в которой монахи, первыми набредшие на это место, прорыли себе кельи. Эта Меловая гора очень долго была форпостом России в её южном подбрюшье.
Но это ещё не всё! Тропинка будет петлять, подниматься вверх-вниз. Церковь будет то появляться, то исчезать за очередным поворотом или в очередном спуске, пока наконец не станет видна отчётливо её большая часть и наконец монастырь не откроется во всей своей красе на правом берегу Северского Донца.
Уже можно сфотографироваться на фоне приглянувшейся части монастыря
И полюбоваться на него с северной стороны
Отредактировано Olga Taschilina (29-01-2024 13:50:42)
Поделиться48728-01-2024 13:00:01
Подняться на дорогу, которая приведёт к мосту через Северский Донец. Устали? Не беда. Вот вам ресторан и магазин ювелирных украшений.
Мост, в конце которого вас встретит статуя Божьей Матери
И замки, которые оставили романтические пары, подтвердив крепость своего союза. Боюсь, брачующихся много больше, чем перил у моста.
Мост перейден.
Пора поворачивать к Лавре.
Отредактировано Olga Taschilina (28-01-2024 13:43:16)
Поделиться48828-01-2024 14:15:29
Вот так выглядела Меловая скала и церковь Святителя Николая после войны. Израненная, с пробитыми кельями.
Лавра не работала, как церковь после 1921 года. Из неё сделали Дом отдыха. Собор Лавры - служил Дворцом. Можно и кино посмотреть и танцы с кавалерами затеять. Церковь Святителя Николая на Меловой горе вообще была заброшена.
Вот краткая история Лавры.
Пятая лавра земли Русской: судьба донбасского монастыря как пример воли Господней
Олег Измайлов07.01.2021, 08:00
Главная православная святыня Донбасса сегодня, как и другие храмы и монастыри УПЦ МП, оказалась под угрозой захвата и неминуемого запустения. Однако за годы существования Свято-Успенской Святогорской лавры такое случалось с монастырем не раз, но всякий раз он переживал возрождение
В 1931 году старый путейский рабочий из Славянска, что в Донбассе, Сергей Иванович Кудиенко узнал, что в СССР вернулся знаменитый писатель Максим Горький. Ветеран разволновался и послал открытку бывшему волжскому босяку, с которым сорок лет назад работал на станции Славянск дорожным рабочим. Купил что было под рукой в станционном ларьке — вид Святогорья.
Горький откликнулся быстро, прислал письмо, в котором растроганно вспоминал: «Узнал и Донец, и меловые скалы, и монастырь, и даже дерево, под которым спал тогда…»
Правда, самого монастыря, знаменитой на всю Россию Святогорской обители, которую посетили в разные годы практически все известные писатели империи, не только Горький, к тому времени уже не было — новая власть закрыла монастырь в меловых пещерах еще 10 лет назад.
В конце жизни Горького и Кудиенко в монастырских кельях и храмах расположились санаторий для горняков Донбасса и вспомогательные службы для него. Только через 70 лет началось восстановление и новый период жизни древнего монастыря.
На Донце, у Великого перевоза
Точной даты основания Свято-Успенского мужского монастыря на Большом перевозе через Северский Донец не знает никто.
Достоверно известно, что первое известное нам упоминание о нем, которое можно отнести к периоду между 1517 и 1526 годами, встречается в известных «Записках о московских делах» австрийского дипломата барона Герберштайна. Посланник австрийского цесаря писал: «…воины, которых Государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов… сидели около устья малого Танаида, в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор…»
Впрочем, под «Святыми Горами» не обязательно могли иметь в виду монастырь. Несмотря на то что весь шестнадцатый век летописи писали о Святых горах (Львовская, например, под 1547 годом, Никоновская — под 1555 годом) как о месте, откуда «татарский царь перелезал через Донец» и «шел к тульским да рязанским украинам», все-таки многие историки склонны считать, что монастырское общежитие со своим уставом появилось здесь в семнадцатом веке.
Понятно, что у церковных деятелей было свое мнение и, например, еще в 1851 году настоятель Святогорского монастыря архимандрит Арсений заявлял, что первые насельники в пещерах, вырубленных в меловых горах, взметнувшихся высоко над Донцом, появились сразу после татарского нашествия и пришли они из Киева. «Мы не можем сомневаться, что выходцы Лавры Печерской основали нашу обитель…» — утверждал он.
Арсения можно было понять — Святогорский монастырь в конце царствия Екатерины Великой неожиданно попал в список закрывавшихся в ходе затеянного императрицей отъема монастырских имуществ в разоренную войнами российскую казну.
Возродился он только в сороковых годах позапрошлого века. И монастырю необходимо было упрочить свое положение, в том числе и за счет привязки к самой почитаемой в православном мире лавре.
Без Потемкиных ничего бы и не было
Первый раз Свято-Успенский монастырь в Святых горах был восстановлен стараниями знаменитой семьи Потемкиных. И по сей день остатки их имения «Святые горы» можно видеть чуть в стороне от памятника Артему. Вид оттуда сказочный.
Хозяйке имения, набожной благотворительнице Татьяне Потемкиной и принадлежит заслуга возрождения древнего русского монастыря. Надо сказать, что попытки сделать это предпринимались и ранее, но только Потемкина подошла к делу по-хозяйски и пристрастно, с желанием.
Два года подряд (1842—1843) Татьяна Борисовна, что называется, «ходила по инстанциям». И добилась своего — 15 января 1844 года император Николай I высочайше утвердил доклад Священного синода «О восстановлении Святогорского монастыря с именованием Святогорской Успенской общежительной пустыни по уставу Софрониевской и Глинской пустыней Курской епархии».
В Глинской пустыни же в лице иеромонаха Арсения нашли и наместника обители. Руку к делу приложил и харьковский архиепископ Иннокентий. Напомним, что Святые горы до двадцатых годов прошлого века располагались на территории Харьковской губернии, той ее южной части, что стала севером Донецкой области УССР.
С Арсением в новую обитель перешли 12 монахов Глинской пустыни, и в августе 1844 года монастырь был открыт. 15 августа «радостная весть о восстановлении Святогорской обители разнеслаcь повсюду, и со всех окрестных и отдаленных стран притекло несметное количество народа и дворянства. Одних карет насчитано до четырехсот». Так писал в письме знакомому брат Татьяны Потемкиной князь Николай Голицын, которому суждено было найти последний приют в монастырской усыпальнице.
Богатейший монастырь Харьковской епархии
Святогорский монастырь быстро пошел в гору. В 1861 году его посетила августейшая семья и сам Александр II. Обитель возглавил энергичнейший игумен Герман, который оказался талантливым хозяйственником. Богатства монастыря начались с отписанных ему Татьяной Потемкиной 300 десятин земли и 10 000 рублей.
Монастырь быстро строился: в считаные годы были возведены настоятельский, братский, палатный и трапезный корпуса, приличная гостиница для приезжающих, описание которой встречаем и у Аверченко с Чеховым, и у многих других знаменитостей, посетивших обитель.
Богатства ее росли особенно быстро после реформ Александра II, и не последнюю роль в этом сыграло освобождение крестьян от крепостной кабалы.
Выпукло и очень емко связь между монастырем и его работниками описана знаменитым до революции писателем Василием Немировичем-Данченко, братом основателя Московского Художественного театра. Вообще его книжка «Святые горы» не только кладезь тонких психологических наблюдений, но и очерк быта и экономики монастыря. Причем очерк не всегда лицеприятный.
Вот как Немирович-Данченко описывает начало своего путешествия в монастырь. Он сразу берет быка за рога:
«— Это все монашеское! —махнул рукою кругом мой спутник, когда мы отъехали верст десять от Славянска.
— И поля, и луга?
— Да… Прежде иноки хлебопашеством сами занимались, ну а как пошли неурожаи, они и сдали крестьянам… У нас крестьяне малоземельные, бедные. Промыслов скудость. Соляной едва-едва кормит только… Да и тот для горожан. У нас случается, что с крестьянина сходит податей и всяких оброков больше, чем он зарабатывает в год!
— Кто же выручает?
— Обитель. Ей выгодно помогать. Вся окрестная местность потому в ее руках. И землю арендуют у монахов. Монастырю лучше и желать нельзя. Посев крестьянский, а треть урожая — обители…
— Это много.
— Да ведь куда денешься… К жиду идти — еще хуже».
От «церковных туристов» отбою не было
Достаток монастыря базировался не только на аренде земли, конечно, но и на многочисленных ремеслах, освоенных его насельниками, но в основном — на деньгах богомольцев, которые в Святые горы шли и специально, и возвращаясь из той же Киево-Печерской лавры.
Природа этих мест, река, лес, меловые горы — все это делало Святогорье еще более привлекательным для богомольцев.
Официальная история самого монастыря тот период его жизни описывает так: «В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек.
Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.
Обычаи и порядки были так прекрасны, что среди местного населения ходила поговорка: «Хорошо, как в Святых горах». Церковное богослужение и устав были взяты из Глинской пустыни и отличались чинностью, продолжительностью служб, а братский хор славился древними напевами и отборным качеством голосов».
Пятая лавра земли Русской: судьба донбасского монастыря как пример воли Господней
Иоанн Затворник и его чудеса
Но все-таки для верующих людей главным в обителях всегда было то, что в них жили особые люди — старцы, люди непорочной, святой жизни, порой удивлявшие окружающих не только благочестием и мудростью, но и чудесами. Для Святогорского Свято-Успенского монастыря таким человеком был преподобный Иоанн Затворник. Семнадцать лет он провел в затворе, в сердце меловой скалы.
Современник описывал его подвиг так:
«Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный. Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику».
Иоанн скончался в 1867 году, но с тех пор на его могиле в монастыре и рядом с ней стали происходить чудеса исцеления. В 1995 году Украинская православная церковь причислила Иоанна Затворника к лику святых. Неординарная его личность и явленные на мощах его чудеса и позволили в свой час дать монастырю звание лавры.
70 лет забвения и явление лавры
В 1922 году советская власть закрыла монастырь. Поводом послужил эпизод кампании по изъятию церковных ценностей, шедшей по всей Советской России весной. Архимандрит Трифон добровольно сдавать ценности отказался, заявив: «Вы сила и власть, берите сами, но мы добровольно ничего не сдадим».
Выводы власть сделала. Как лапидарно замечает официальная история монастыря, «с этого момента монастырь прекратил свое существование. Бывшие монастырские здания начали осваиваться Домом отдыха».
О том, что делалось на территории монастыря в годы советской власти, можно написать отдельный рассказ, равно как и о том, как монастырь восстанавливали. Случилось это в 1992 году, в самом начале года, когда епископ Донецкий и Славянский Алипий на Крещение провел на берегу Донца первое после 70-летнего перерыва богослужение.
Бывший директор Славяногорского историко-архитектурного заповедника Владимир Дедов вспоминал в свое время: с 1996 года санаторий им. Артема начал уступать вновь организованному (в третий раз за свою историю) монастырю землю и корпуса. В 1999 году были переданы 8 памятников архитектуры XVII—XIX веков, включая пещерный комплекс меловой скалы. Окончательно процесс возрождения монастыря завершился в 2003 году. А на следующий год Синод УПЦ МП даровал монастырю (теперь это комплекс из более чем 40 зданий) статус лавры.
Так на Русской земле появилась пятая по счету лавра — Святогорская.
Сегодня она переживает не самые легкие времена.
Раскольники, затеявшие при попустительстве официального Киева создание фальшивой Единой поместной украинской церкви, полны агрессивных планов. На Киево-Печерскую лавру они уже зарятся. В осаде Почаевская, что на Тернопольщине. Ясно, что не оставят в покое и Святогорскую.
И тут у монастыря надежда только на Господа да на поддержку верных православию людей. Монастырь перенес многие беды, два закрытия и поругание святынь. Но выстоял и дважды вернулся к своему состоянию, вдохновленному свыше. Нет сомнения, что переживет он и нынешний беспорядок, и разор в государстве.
Отредактировано Olga Taschilina (29-01-2024 13:52:30)
Поделиться48928-01-2024 15:29:21
Вот так выглядела Меловая скала и Свято-Ильинская церковь после войны. Израненная, с пробитыми кельями.
Лавра не работала, как церковь после 1921 года. Из неё сделали Дом отдыха. Собор Лавры - служил Дворцом. Можно и кино посмотреть и танцы с кавалерами затеять. Свято-Ильинская церковь вообще была заброшена.
Вот краткая история Лавры.
Пятая лавра земли Русской: судьба донбасского монастыря как пример воли Господней
Олег Измайлов07.01.2021, 08:00Главная православная святыня Донбасса сегодня, как и другие храмы и монастыри УПЦ МП, оказалась под угрозой захвата и неминуемого запустения. Однако за годы существования Свято-Успенской Святогорской лавры такое случалось с монастырем не раз, но всякий раз он переживал возрождение
В 1931 году старый путейский рабочий из Славянска, что в Донбассе, Сергей Иванович Кудиенко узнал, что в СССР вернулся знаменитый писатель Максим Горький. Ветеран разволновался и послал открытку бывшему волжскому босяку, с которым сорок лет назад работал на станции Славянск дорожным рабочим. Купил что было под рукой в станционном ларьке — вид Святогорья.Горький откликнулся быстро, прислал письмо, в котором растроганно вспоминал: «Узнал и Донец, и меловые скалы, и монастырь, и даже дерево, под которым спал тогда…»
Правда, самого монастыря, знаменитой на всю Россию Святогорской обители, которую посетили в разные годы практически все известные писатели империи, не только Горький, к тому времени уже не было — новая власть закрыла монастырь в меловых пещерах еще 10 лет назад.
В конце жизни Горького и Кудиенко в монастырских кельях и храмах расположились санаторий для горняков Донбасса и вспомогательные службы для него. Только через 70 лет началось восстановление и новый период жизни древнего монастыря.
На Донце, у Великого перевоза
Точной даты основания Свято-Успенского мужского монастыря на Большом перевозе через Северский Донец не знает никто.
Достоверно известно, что первое известное нам упоминание о нем, которое можно отнести к периоду между 1517 и 1526 годами, встречается в известных «Записках о московских делах» австрийского дипломата барона Герберштайна. Посланник австрийского цесаря писал: «…воины, которых Государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов… сидели около устья малого Танаида, в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор…»
Впрочем, под «Святыми Горами» не обязательно могли иметь в виду монастырь. Несмотря на то что весь шестнадцатый век летописи писали о Святых горах (Львовская, например, под 1547 годом, Никоновская — под 1555 годом) как о месте, откуда «татарский царь перелезал через Донец» и «шел к тульским да рязанским украинам», все-таки многие историки склонны считать, что монастырское общежитие со своим уставом появилось здесь в семнадцатом веке.
Понятно, что у церковных деятелей было свое мнение и, например, еще в 1851 году настоятель Святогорского монастыря архимандрит Арсений заявлял, что первые насельники в пещерах, вырубленных в меловых горах, взметнувшихся высоко над Донцом, появились сразу после татарского нашествия и пришли они из Киева. «Мы не можем сомневаться, что выходцы Лавры Печерской основали нашу обитель…» — утверждал он.
Арсения можно было понять — Святогорский монастырь в конце царствия Екатерины Великой неожиданно попал в список закрывавшихся в ходе затеянного императрицей отъема монастырских имуществ в разоренную войнами российскую казну.
Возродился он только в сороковых годах позапрошлого века. И монастырю необходимо было упрочить свое положение, в том числе и за счет привязки к самой почитаемой в православном мире лавре.
Без Потемкиных ничего бы и не было
Первый раз Свято-Успенский монастырь в Святых горах был восстановлен стараниями знаменитой семьи Потемкиных. И по сей день остатки их имения «Святые горы» можно видеть чуть в стороне от памятника Артему. Вид оттуда сказочный.
Хозяйке имения, набожной благотворительнице Татьяне Потемкиной и принадлежит заслуга возрождения древнего русского монастыря. Надо сказать, что попытки сделать это предпринимались и ранее, но только Потемкина подошла к делу по-хозяйски и пристрастно, с желанием.
Два года подряд (1842—1843) Татьяна Борисовна, что называется, «ходила по инстанциям». И добилась своего — 15 января 1844 года император Николай I высочайше утвердил доклад Священного синода «О восстановлении Святогорского монастыря с именованием Святогорской Успенской общежительной пустыни по уставу Софрониевской и Глинской пустыней Курской епархии».
В Глинской пустыни же в лице иеромонаха Арсения нашли и наместника обители. Руку к делу приложил и харьковский архиепископ Иннокентий. Напомним, что Святые горы до двадцатых годов прошлого века располагались на территории Харьковской губернии, той ее южной части, что стала севером Донецкой области УССР.
С Арсением в новую обитель перешли 12 монахов Глинской пустыни, и в августе 1844 года монастырь был открыт. 15 августа «радостная весть о восстановлении Святогорской обители разнеслаcь повсюду, и со всех окрестных и отдаленных стран притекло несметное количество народа и дворянства. Одних карет насчитано до четырехсот». Так писал в письме знакомому брат Татьяны Потемкиной князь Николай Голицын, которому суждено было найти последний приют в монастырской усыпальнице.
Богатейший монастырь Харьковской епархии
Святогорский монастырь быстро пошел в гору. В 1861 году его посетила августейшая семья и сам Александр II. Обитель возглавил энергичнейший игумен Герман, который оказался талантливым хозяйственником. Богатства монастыря начались с отписанных ему Татьяной Потемкиной 300 десятин земли и 10 000 рублей.
Монастырь быстро строился: в считаные годы были возведены настоятельский, братский, палатный и трапезный корпуса, приличная гостиница для приезжающих, описание которой встречаем и у Аверченко с Чеховым, и у многих других знаменитостей, посетивших обитель.
Богатства ее росли особенно быстро после реформ Александра II, и не последнюю роль в этом сыграло освобождение крестьян от крепостной кабалы.
Выпукло и очень емко связь между монастырем и его работниками описана знаменитым до революции писателем Василием Немировичем-Данченко, братом основателя Московского Художественного театра. Вообще его книжка «Святые горы» не только кладезь тонких психологических наблюдений, но и очерк быта и экономики монастыря. Причем очерк не всегда лицеприятный.
Вот как Немирович-Данченко описывает начало своего путешествия в монастырь. Он сразу берет быка за рога:
«— Это все монашеское! —махнул рукою кругом мой спутник, когда мы отъехали верст десять от Славянска.
— И поля, и луга?
— Да… Прежде иноки хлебопашеством сами занимались, ну а как пошли неурожаи, они и сдали крестьянам… У нас крестьяне малоземельные, бедные. Промыслов скудость. Соляной едва-едва кормит только… Да и тот для горожан. У нас случается, что с крестьянина сходит податей и всяких оброков больше, чем он зарабатывает в год!
— Кто же выручает?
— Обитель. Ей выгодно помогать. Вся окрестная местность потому в ее руках. И землю арендуют у монахов. Монастырю лучше и желать нельзя. Посев крестьянский, а треть урожая — обители…
— Это много.
— Да ведь куда денешься… К жиду идти — еще хуже».
От «церковных туристов» отбою не было
Достаток монастыря базировался не только на аренде земли, конечно, но и на многочисленных ремеслах, освоенных его насельниками, но в основном — на деньгах богомольцев, которые в Святые горы шли и специально, и возвращаясь из той же Киево-Печерской лавры.
Природа этих мест, река, лес, меловые горы — все это делало Святогорье еще более привлекательным для богомольцев.
Официальная история самого монастыря тот период его жизни описывает так: «В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек.
Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.
Обычаи и порядки были так прекрасны, что среди местного населения ходила поговорка: «Хорошо, как в Святых горах». Церковное богослужение и устав были взяты из Глинской пустыни и отличались чинностью, продолжительностью служб, а братский хор славился древними напевами и отборным качеством голосов».
Пятая лавра земли Русской: судьба донбасского монастыря как пример воли Господней
Иоанн Затворник и его чудеса
Но все-таки для верующих людей главным в обителях всегда было то, что в них жили особые люди — старцы, люди непорочной, святой жизни, порой удивлявшие окружающих не только благочестием и мудростью, но и чудесами. Для Святогорского Свято-Успенского монастыря таким человеком был преподобный Иоанн Затворник. Семнадцать лет он провел в затворе, в сердце меловой скалы.
Современник описывал его подвиг так:
«Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный. Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику».Иоанн скончался в 1867 году, но с тех пор на его могиле в монастыре и рядом с ней стали происходить чудеса исцеления. В 1995 году Украинская православная церковь причислила Иоанна Затворника к лику святых. Неординарная его личность и явленные на мощах его чудеса и позволили в свой час дать монастырю звание лавры.
70 лет забвения и явление лавры
В 1922 году советская власть закрыла монастырь. Поводом послужил эпизод кампании по изъятию церковных ценностей, шедшей по всей Советской России весной. Архимандрит Трифон добровольно сдавать ценности отказался, заявив: «Вы сила и власть, берите сами, но мы добровольно ничего не сдадим».
Выводы власть сделала. Как лапидарно замечает официальная история монастыря, «с этого момента монастырь прекратил свое существование. Бывшие монастырские здания начали осваиваться Домом отдыха».
О том, что делалось на территории монастыря в годы советской власти, можно написать отдельный рассказ, равно как и о том, как монастырь восстанавливали. Случилось это в 1992 году, в самом начале года, когда епископ Донецкий и Славянский Алипий на Крещение провел на берегу Донца первое после 70-летнего перерыва богослужение.
Бывший директор Славяногорского историко-архитектурного заповедника Владимир Дедов вспоминал в свое время: с 1996 года санаторий им. Артема начал уступать вновь организованному (в третий раз за свою историю) монастырю землю и корпуса. В 1999 году были переданы 8 памятников архитектуры XVII—XIX веков, включая пещерный комплекс меловой скалы. Окончательно процесс возрождения монастыря завершился в 2003 году. А на следующий год Синод УПЦ МП даровал монастырю (теперь это комплекс из более чем 40 зданий) статус лавры.
Так на Русской земле появилась пятая по счету лавра — Святогорская.
Сегодня она переживает не самые легкие времена.
Раскольники, затеявшие при попустительстве официального Киева создание фальшивой Единой поместной украинской церкви, полны агрессивных планов. На Киево-Печерскую лавру они уже зарятся. В осаде Почаевская, что на Тернопольщине. Ясно, что не оставят в покое и Святогорскую.
И тут у монастыря надежда только на Господа да на поддержку верных православию людей. Монастырь перенес многие беды, два закрытия и поругание святынь. Но выстоял и дважды вернулся к своему состоянию, вдохновленному свыше. Нет сомнения, что переживет он и нынешний беспорядок, и разор в государстве.
https://ukraina.ru/history/20210107/102 … mpaign=dbr
Отредактировано Olga Taschilina (Сегодня 15:23:17)
какая интересная история
Поделиться49028-01-2024 15:46:47
Восстанавливало монастырь население Донецкой области уже в нулевые. Собрали деньги со всех работающих. Людям тяжело было. Зарплаты копеечные, но отдал каждый десятину на Лавру.
Я убрала несколько фотографий. Просто скажу, что за статуей Божьей матери находятся церковные магазинчики с разной церковной мелочью, крестики и всё подобное. И тут же исторический музей, который рассказывает историю Лавры.
Монастырь огорожен кованным забором. У входа сидит стража. Те же казаки, которые смотрят, чтобы никто не чинил Лавре и монахам никаких неудобств. Без платка женщин не пускают. Платки можно купить здесь же у казаков по сходной цене. Дешевле, чем в магазине. Они не зарабатывают на платках. Они порядок блюдут. По какой цене сами получили, по той цене вам и продадут. Не пустят женщину и в брюках или коротком платье. Придётся вернуться для этого обратно через мост и по правую сторону увидите городские пляжи и небольшой базарчик. Длинные юбки и пляжные платки к вашим услугам. Как и изделия местных промыслов. Весьма интересные. Из соломки. Привели себя в удобоваримый вид для посещения монастыря и Храма? Вперёд.
Иконная лавка
Обилие цветов и их превосходное состояние в Лавре поражают. И чисто и аккуратно везде. Чистоту монахи блюдут сами.
Здесь можно купить свечи от самых дешёвых до самых дорогих. От маленьких до огромных. Подходите к стеллажам, выбираете что вам нужно и сколько и идёте к столику и отдаёте деньги дежурному монаху. Всё на доверии.
Таких фонтанов два, но у меня не получилось их вместе сфотографировать.
Отредактировано Olga Taschilina (28-01-2024 15:57:35)
Поделиться49128-01-2024 16:07:05
Как видим, женщина плечи прикрыла. С сильно оголёнными плечами тоже нельзя.
Главный храм.
И цветы, везде и всюду.
Отредактировано Olga Taschilina (28-01-2024 17:03:40)
Поделиться49228-01-2024 16:17:10
Как видим, женщина плечи прикрыла. С сильно оголёнными плечами тоже нельзя.
Главный храм.
И цветы, везде и всюду.
спасибо за красивую экскурсию, как будто сама побывала там)
Поделиться49328-01-2024 16:47:27
Скамеек для уставших паломников много. Есть где посидеть и отдохнуть. Обычно желание сесть возникает после прослушанной службы в храме и перед подъёмом к церкви Святителя Николая. Это проход через кельи в Меловой горе. Там есть и молельные комнаты. Это единственное, что платное. Монахи ведут экскурсию по кельям. Всё по времени. Небольшими группами. Так как в ногах правды нет, то можно и посидеть на лавочке, в ожидании, когда твоё время подойдёт.
Посмотрю, что я вам не показала... Мы идём и увлеклись только правой стороной моста, так спешили в Лавру. Но у моста есть и левая сторона. Что же мы видим на левой стороне?
На высокой горе (Лысая города в отличие от Меловой), где когда-то стояло имение Татьяны Потёмкиной, стоит Артём ( Фёдор Сергеев). Его в кубической манере изобразил грузин И.П. Кавалеридзе.
Вот немного об этом чуде.
Царство Берендея — Святогорская сказка. Как охраняет город памятник Артему?
14 декабря 2022
--
Вид на памятник от Николаевской часовни, Святогорск Фото: Светлана Мягкова, личный архив
Сказать, что территория Святогорского монастыря поражает своими достопримечательностями — это не сказать ничего. Одно из таких незабываемых мест — памятник Артему.
Это самая первая достопримечательность города, визитная карточка Святогорска. Артема видно издалека, он возвышается над городом, над Лаврой, как настоящий хранитель и исполин Святогорска. Хотя о чем это я? Разве в наше время можно назвать хранителем и исполином какого-то там революционера, когда отрицается все, что связано с Советской властью и революцией.
Рассказ об Артеме, вроде бы, и не совсем актуален. Но… Святогорск без памятника Артему — это как мясо без соли. Да, и опять же — история страны, а без истории мы «ничто» и зовут нас «никак».
Если храмы и монастыри Лавры за последних лет тридцать были перестроены и восстановлены, то памятник Артему всегда оставался неизменным. Расположен он на Лысой горе на правом берегу Северского Донца, создан по проекту скульптора И. П. Кавалеридзе.
Памятник Артему Фото: Светлана Мягкова, личный архив 📷
В Святогорске, есть такое выражение «сходить на Артема», этакий местный сленг. Все приезжающие обязательно поднимаются на самую высокую точку над уровнем Донца, греются на солнышке в обществе миллионного числа «солдатиков» и божьих коровок, которыми усеян весь постамент. Обозревают местные красоты и фотографируются, фотографируются, фотографируются…
Весь постамент памятника Артему усеян такими мошками-комашками Фото: Светлана Мягкова, личный архив 📷
По поводу того, как и почему монумент расположен на самой высокой точке Донца, есть местная легенда. Когда собирались ставить памятник, монахи подняли бунт — нельзя, чтобы простой смертный стоял над святыми обителями. Тем более что на Лысой горе в то время возвышалась часовня, где проходили службы и местный батюшка венчал, крестил и отпевал жителей Святогорска.
Но часовня и идеология Советской власти — это понятия несовместимые. Часовню было приказано снести, чтобы она не портила местный вид гор, а монахов и батюшку — разогнать. Один из монахов, когда покидал часовню, промолвил такие слова:
«Да услышит меня Господь Всемогущий, пусть через несколько лет здесь будет обитель божья, пусть люди со всего света съезжаются сюда помолиться Господу нашему Богу, а ваша власть, не знающая милости и прощения, исчезнет навсегда!»
Сбылось пророчество монаха. Лавру восстановили, и толпы паломников долгие годы не покидали её стен. Почему пишу «не покидали»? Так было до начала войны 2014 года. Сейчас народа очень мало, хотя и строительство идет полным ходом. Сразу за мостом на берегу Донца возводят новый храм. Он еще весь в лесах, но своими размерами впечатляет. Построен новый женский монастырь в селе Богородичном, что рядом со Святогорском. Не раз видела, как матушка на ярко-красной машинке подлетает к воротам Лавры и с папкой под мышкой бежит куда-то по монастырским дорожкам.
Но об этом позже, вернемся к Артему.
Так вот, часовню снесли, монастырь был полностью закрыт. Его помещения отдали Вседонецкому дому отдыха, которому присвоили имя Артема. В честь этого надо было построить памятник на его территории. Лысая гора пустовала, а вершину надо было чем-то заполнить. Был объявлен конкурс, так и появился на Лысой горе Артем.
Хромолитография 1912 года Фото: общественное достояние 📷
Немножко истории… Фёдор Сергеев (Артем) — революционер, основатель Донецко-Криворожской республики, председатель Донецкого губисполкома. Прожил он недолго, всего 38 лет, и погиб в 1921 году в железнодорожной катастрофе.
В 1921 году в Советской России по проекту инженера-самоучки Валериана Абаковского был сконструирован пробный вариант аэровагона. Это была дрезина с мотором от самолета. А скорость он развивал по тем временам невиданную — 140 км в час.
В июле 1921 года в Москве проходили заседания Третьего конгресса Коммунистического Интернационала. И 38-летний Фёдор Сергеев, более известный как «товарищ Артем», должен был отправиться в Тулу, на встречу с местными шахтёрами. Для поездки был избран только что построенный пробный вариант аэровагона.
До Тулы делегация доехала успешно, а вот когда возвращались назад, аэровагон сошел с рельсов и улетел в овраг. Погибли все. Артема и конструктора вагона Абаковского похоронили в братской могиле в некрополе у Московской Кремлёвской стены.
Меня всегда поражало, как на такой вершине можно выстроить такую махину: 22 метра да постамент метров 5−6. Оказывается, замысел И. П. Кавалеридзе был основан на традициях украинской деревянной архитектуры. Из досок вырезали лекала, оббивали фанерой и на тачках поднимали на гору. Затем формы монтировали одна на другую и заливали бетоном.
Вид на Свято-Успенскую Лавру с площадки мемориального комплекса Фото: Светлана Мягкова, личный архив 📷
Вы знаете, сколько весит этот, так сказать, монумент? Восемьсот тонн! А основные работы легли на плечи всего десятка рабочих: столяр, четыре плотника и шесть человек формовщиков. Были, конечно, добровольные помощники из числа отдыхающих, но мастеров было совсем мало.
Году в 2015 мне довелось поговорить с местным аборигеном. Он оказался внуком одного из строителей памятника. Площадка вокруг памятника была огорожена ленточками, народу не было ни единого человека, только мужичок довольно преклонного возраста шаркал по дорожкам метелкой.
— Уважаемый, а к Артему пройти можно?
— Да не ходют к нему сейчас, почти никого и нетути. А вы так или по делу?
Странно было слышать такой вопрос. Слово за слово мы разговорились. Оказалось, что прошел слух — якобы памятник заминировали и могли взорвать в любой момент.
— Дураки они, не понимают, что не взорвется он. Его строил мой дед, на горбу все детали таскали, а основание укрепляли рельсами с узкоколейки и в кубы их закладывали. Всю узкоколейку от Святогорска до вокзала растянули. Ни одна собака его с места не сдвинет. Если упадет, то вместе с горой. Бетон-то для него Орленки выдумали, сколько лет, а он не крошится даже.
…Вы не смотрите, что кое-где дыры заляпаны. Это в Отечественную фашист поганый его снести хотел. Да не обломилось ему, дырок только понаделал. А что самое интересное, бетон-то современный к нему не липнет. Замажут, а он высохнет и отваливается. Орленки-то тайну своего бетона в могилу унесли, ни с кем не поделились. Железо-то — сила, бетон — устойчивость. Не уничтожить нашего Артемку.
…А Мемориал, посмотри, какой отгрохали. Почитай, с 43-го года воины лежат. Бои здесь были знатные, много фашистов полегло. Нашим тоже досталось. Вот Артёмка и поделился землей, и охраняет их сердешных.
Мемориал Фото: Светлана Мягкова, личный архив 📷
Мемориальные доски и имена, имена, имена — более тысячи имен… Во время войны на этих высотах шли жесточайшие бои. Территория переходила из рук в руки. Командовал стрелковой дивизией Николай Филиппович Батюк. Дивизия прошла длинный путь, они воевали на Брянском фронте, затем Сталинград, бои в районе Мамаева кургана, а в июле 43 г. — бои за Славяногорск.
28 июля 1943 года гвардии генерал-майор Н. Ф. Батюк внезапно скончался. Похоронили Николая Филипповича на горе Артема.
Украшены мемориальные доски знаменами дивизии героев-сталинградцев. На гвардейском знамени дивизии — четыре боевых ордена.
Мемориал Фото: Светлана Мягкова, личный архив 📷
Осенью этого года мне снова удалось побывать в Святогорске и, конечно же, у памятника Артему. Нет, практически ничего не изменилось. Так же шумит стихийный рынок со всякими разными побрякушками и местными заманухами. Бродит фотограф с верблюдом и ишаком, приезжают свадьбы. Даже народу стало больше, снова слышен смех детворы. Но…
Проход к Артему закрыт, и теперь уже не ленточками, а забором, на котором висит внушительная табличка: «Осторожно! Памятник в аварийном состоянии. Проход запрещен».
Туристов это не останавливает, как, впрочем, и молодоженов — есть парапет, по которому можно спокойно пройти на территорию памятника. Есть калитка в заборе. Кому и когда мешал забор, тем более что в нем есть дверца, закрытая на простую веревку. Настораживает другое: слишком упорно идут слухи о декоммунизации памятника — Советское наследие, революционер. А что в противовес — уникальность?
Очень хочется, чтобы победил разум.
https://dzen.ru/a/Y5joAO4byCm12VSj
Это пляжи и маленький базарчик на противоположной стороне от Лысой горы и памятника Артёму
Очень тревожно за памятник Артёму. Душа болит за Святогорскую Лавру.
И это ещё не всё о Святогорской Лавре. Но всё остальное - завтра.
Отредактировано Olga Taschilina (29-01-2024 13:57:10)
Поделиться49529-01-2024 09:21:08
А есть ещё что-нибудь веселенькое, не церкви-монастыри?
Поделиться49629-01-2024 13:45:34
Это я украду.
Это не моё, крадите! Чутко поняли и оценили одно фото, сделанное рукой профессионала? Ваши фото тоже хороши, но они не о Святогорской Лавре.
Хотите верьте, хотите нет, но фотографировать внутри я не посмела. Мне такое даже в голову не пришло. Но в инете достаточно разных видео, снятых монахами и с их разрешения профессиональными фотографами. Смею вас уверить, храм и церкви внутри чудесны. Хор монахов великолепен.
А вот это главная святыня Храма и монастыря.
Икона Святой Божьей Матери "Святогорская"(Одигитрия)
Отредактировано Olga Taschilina (29-01-2024 14:19:24)
Поделиться49729-01-2024 14:44:54
А есть ещё что-нибудь веселенькое, не церкви-монастыри?
Есть, Марина Аврора! Конечно же есть! Просто ничего этого сегодня я вам показать не могу. Почему? Боюсь похвалиться чем-нибудь хорошим. Враг позавидует мне и пришлёт свой "подарок" в виде бомбочки или ещё какую-нибудь гадость, и отнимет мою радость и вселить в душу чувство вины "помолчала бы - было бы целое". Не пришло время бурно радоваться. Потерпите немного. Совсем мало осталось.
Разве что...небо над головой. Его у меня никто не отнимет. Вот вам небо Донбасса. Последние 10 лет я только небо и фотографировала. И цветы. В 2014 году казаки мне разрешили их сфотографировать. В тот год всё цвело необыкновенно...
Поделиться49829-01-2024 14:58:54
Охраняет хозяйскую машину, заодно принимает солнечные ванны.
Поделиться49930-01-2024 04:45:06
Есть, Марина Аврора! Конечно же есть! Просто ничего этого сегодня я вам показать не могу. Почему? Боюсь похвалиться чем-нибудь хорошим. Враг позавидует мне и пришлёт свой "подарок" в виде бомбочки или ещё какую-нибудь гадость, и отнимет мою радость и вселить в душу чувство вины "помолчала бы - было бы целое". Не пришло время бурно радоваться. Потерпите немного. Совсем мало осталось.
Разве что...небо над головой. Его у меня никто не отнимет. Вот вам небо Донбасса. Последние 10 лет я только небо и фотографировала. И цветы. В 2014 году казаки мне разрешили их сфотографировать. В тот год всё цвело необыкновенно...
Понятно
Поделиться50030-01-2024 08:27:04
Это Луганск. памятник Шевченко со спины. Смотрит на Луганск.
Поделиться50130-01-2024 12:51:57
Это не моё, крадите! Чутко поняли и оценили одно фото, сделанное рукой профессионала? Ваши фото тоже хороши, но они не о Святогорской Лавре.
Хотите верьте, хотите нет, но фотографировать внутри я не посмела. Мне такое даже в голову не пришло. Но в инете достаточно разных видео, снятых монахами и с их разрешения профессиональными фотографами. Смею вас уверить, храм и церкви внутри чудесны. Хор монахов великолепен.
А вот это главная святыня Храма и монастыря.Икона Святой Божьей Матери "Святогорская"(Одигитрия)
Отредактировано Olga Taschilina (Вчера 14:19:24)
Какая богатая икона. В нашей церкви они конечно тоже есть, но попроще
Поделиться50230-01-2024 15:53:27
Какая богатая икона. В нашей церкви они конечно тоже есть, но попроще
Страшно за икону. Упырь Зеля ворует иконы. В Париже, в Лувре, сейчас проходит выставка русских икон. Последняя "поставка" из Украины. Упырь Зеля наворовал из музеев. Кажется музей Варвары Ханенко. Православные иконы VI века. Им цены нет. И вот теперь это всё украдено и выставлено в Лувре, в Париже. Это преступление. РПЦ хочет вернуть эти иконы домой. Но получится ли? Иудей Зеля торгует православными святынями направо и налево. Замурзанный еврейчик знает толк в деньгах, но не в иконах. Собирается ещё Киево-Печерскую Лавру грабануть. Если уже не грабанул. Докладывать, как и в этом случае, нам не будет. На население он плевал. Спрашивать не будет. Европа украсть поможет.
Редкие православные иконы тайно вывезли из Киева во Францию
26 января
Украина переправила во Францию 16 древних православных икон. Их перевезли в условиях строгой секретности под военным конвоем, сообщила газета The Wall Street Journal.
Редкие православные иконы хранились в Национальном музее имени Варвары Ханенко в Киеве, некоторые из них датировались VI веком. В мае 2023 года образы погрузили в специальные контейнеры с системой климат-контроля и под военным конвоем перевезли сначала в Польшу, а затем во Францию.
«Никто, кроме узкого круга лиц, не знал, чем мы занимались», — сказал глава отдела византийского и восточно-христианского искусства Лувра Максимильен Дюран.
Пять из 16 икон показали в Лувре на выставке, которая продлится до 29 января. В конце XIX века их перевезли из монастыря на горе Синай в Киевскую духовную академию. Иконописцы изобразили Богородицу с младенцем, святых Платона и Гликерию, Сергия и Вакха, Иоанна Крестителя, святителя Николая. Остальные 11 образов оставили в хранилищах Лувра в часе езды от Парижа.
Из Киево-Печерской лавры в европейские музеи планировали вывезти церковную утварь, мощи и иконы. Украинские власти заявляли, что это позволит сохранить реликвии.
https://dzen.ru/a/ZbOlsmoqZwOAJX0P
Поделиться50330-01-2024 17:57:54
Страшно за икону. Упырь Зеля ворует иконы. В Париже, в Лувре, сейчас проходит выставка русских икон. Последняя "поставка" из Украины. Упырь Зеля наворовал из музеев. Кажется музей Варвары Ханенко. Православные иконы VI века. Им цены нет. И вот теперь это всё украдено и выставлено в Лувре, в Париже. Это преступление. РПЦ хочет вернуть эти иконы домой. Но получится ли? Иудей Зеля торгует православными святынями направо и налево. Замурзанный еврейчик знает толк в деньгах, но не в иконах. Собирается ещё Киево-Печерскую Лавру грабануть. Если уже не грабанул. Докладывать, как и в этом случае, нам не будет. На население он плевал. Спрашивать не будет. Европа украсть поможет.
Редкие православные иконы тайно вывезли из Киева во Францию
26 января
Украина переправила во Францию 16 древних православных икон. Их перевезли в условиях строгой секретности под военным конвоем, сообщила газета The Wall Street Journal.Редкие православные иконы хранились в Национальном музее имени Варвары Ханенко в Киеве, некоторые из них датировались VI веком. В мае 2023 года образы погрузили в специальные контейнеры с системой климат-контроля и под военным конвоем перевезли сначала в Польшу, а затем во Францию.
«Никто, кроме узкого круга лиц, не знал, чем мы занимались», — сказал глава отдела византийского и восточно-христианского искусства Лувра Максимильен Дюран.
Пять из 16 икон показали в Лувре на выставке, которая продлится до 29 января. В конце XIX века их перевезли из монастыря на горе Синай в Киевскую духовную академию. Иконописцы изобразили Богородицу с младенцем, святых Платона и Гликерию, Сергия и Вакха, Иоанна Крестителя, святителя Николая. Остальные 11 образов оставили в хранилищах Лувра в часе езды от Парижа.
Из Киево-Печерской лавры в европейские музеи планировали вывезти церковную утварь, мощи и иконы. Украинские власти заявляли, что это позволит сохранить реликвии.
https://dzen.ru/a/ZbOlsmoqZwOAJX0P
Насчёт того, что растаскивают ваши иконы по всему свету , тоже слышала. Это конечно чистое варварство
Поделиться50431-01-2024 11:33:34
Насчёт того, что растаскивают ваши иконы по всему свету , тоже слышала. Это конечно чистое варварство
Если Британский музей вернет в Египет, Индию, Иран, Ирак, Сирию и прочие государства, экспонаты, когда-то оттуда вывезенные, то его можно будет смело закрывать.
Поделиться50531-01-2024 12:30:57
Если Британский музей вернет в Египет, Индию, Иран, Ирак, Сирию и прочие государства, экспонаты, когда-то оттуда вывезенные, то его можно будет смело закрывать.
хотите сказать, что там все ворованное?
Поделиться50631-01-2024 13:05:24
хотите сказать, что там все ворованное?
Хочу сказать, что там очень мало британского.
Государственное издание КНР Global Times в своей публикации потребовало от Британского музея в Лондоне вернуть все имеющиеся у него китайские реликвии, полученные сомнительным путём.
"Как китайское СМИ, мы официально требуем у Британского музея бесплатно вернуть в Китай все китайские культурные реликвии, приобретённые ненадлежащими способами, и воздержаться от сопротивления, затягивания и использования дежурного подхода", — говорится в материале.
КАИР, 20 окт – РИА Новости. Экс-министр туризма Египта и известный археолог Захи Хавас запустил в четверг петицию с требованием к Британскому музею и Лувру вернуть Египту нелегально вывезенные артефакты.
Нигерийские и греческие власти потребовали вернуть более 900 бенинских бронзовых изделий и мрамор Парфенона после того, как из Британского музея украли тысячи артефактов.
Об этом сообщает Sky News.
Валлийская националистическая партия «Плайд камри» после скандала с похищением артефактов из Британского музея потребовала вернуть в Уэльс хранящиеся в музее реликвии, сообщает Daily Mail.
И т.п. и т.д.
Поделиться50731-01-2024 13:13:18
Хочу сказать, что там очень мало британского.
И т.п. и т.д.
а почему на них не подают в суд?
Поделиться50831-01-2024 13:19:14
а почему на них не подают в суд?
Какой?
Поделиться50931-01-2024 16:09:15
Какой?
В какой-нибудь,по теме иска
Поделиться51031-01-2024 19:59:39
Хочу сказать, что там очень мало британского.
а почему на них не подают в суд?
Бриты - это всегда воры и пираты. От других стран они требовали "Пирата - на рею!", а сами, тем временем, возводили пирата Дрейка в ранг пера.